Черноморский вестник

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Черноморский вестник » История городов края » НОВОРОССИЙСК ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ.


НОВОРОССИЙСК ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ.

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

С. Шило.                                 

                                      Наши улицы сто лет назад.

В начале ХХ-века  улицы нашего города за исключением одной – двух  центральных мощенных булыжником оставались в своем первозданно природном состоянии, не имея ни тротуаров, ни булыжной мостовой.
Такое положение вещей оставалось, несмотря на то, что в 1910-х годах  Новороссийск имел более чем  60-ти тысячное население и был центром Черноморской губернии.
Большую часть года, особенно после весенней распутицы и обильных осенних дождей улицы  утопали в грязи, иле и камнях. По  ним, невозможно было ни проехать, ни пройти пешему человеку.  Вышеперечисленные обстоятельства доставляли местным обывателям, массу неудобств. Терпению горожан все же пришел конец и как говорится, лёд тронулся.
  В новороссийскую городскую Управу, словно из рога изобилия посыпались заявления, прошения и ходатайства о планировании и замощении улиц и об устройстве тротуаров. Причем относилось это не только к 1-й  и 2-й части города, но и к предместьям. Подавали их не только простые обыватели, терпящие  в связи с этим неудобства, но и лица по долгу службы обязанные следить за порядком: приставы, полицмейстеры и санитарные врачи.
В своих ходатайствах современники тех лет писали : жители Милютинской улицы (ныне Фисанова) в своем прошении говорят « Тонем в грязи, чрез это претерпеваем большие неудобства». Неудобства же состояли в том, что обывателям за неимением подъезда ко дворам приходилось все тяжести таскать на себе, так как извозчики ни за какие деньги не соглашались ехать по занесенной камнями улице, рискуя перевернуться и покалечить себя, лошадь и пассажиров. Также поступали и водовозы, развозившие по улицам в больших бочках питьевую воду и угольщики на своих телегах .
    Сохранившиеся просьбы  жителей в городскую Управу живописно рассказывают о городском быте тех лет.  Они пишут «Вот не очень давно, водовоз №1 хотел проехать, перевернулся с бочкой и лошадью, получил большие ушибы. Было таких случаев много, а что касается угольщиков, то многие переламывали свои мажары, и только заканчивалось продолжительной нецензурной бранью».
Городская Управа, поступившие заявления препровождала строительной комиссии при городской Думе. Последняя в ведении которой и были городские улицы вела проектную и финансовую документацию, а также сношения с подрядчиками о ремонте, а после проведения торгов осуществляла технический надзор за производимыми работами. В Новороссийске было три подрядчика занимавшихся доставкой булыжника и мощением улиц, это были местные мещане, проживающие в своих домах: Денис Михайлович Корчагин, Андрей Иванович Жилкин и Андрей Павлович Дорофеев. Трудом их артелей улицы нашего города расчищались, трамбовались и превращались в звонкие булыжные мостовые. Были и пришлые артели, и частные лица, желающие взяться за земельные работы.  Так в деле о торгах по замощению улиц фигурирует турецкий подданный Дмитрий Иорь-Оглы, он же Шаким который и предлагал городской Управе «взять с подряда земельные работы за каждую кубическую сажень по цене 4р.,90 к ».
Торги начинались с установленной Управой фиксированной суммы, и велись на понижение этой суммы, таким образом, подряд доставался тому, кто брался делать одну кубическую сажень мостовой за наименьшую плату. Так   в 1910 году  в первую очередь обрели булыжную мостовую и тротуары, улицы, что поближе к городскому центру такие как: Раевская ныне Новороссийской республики 1905г, Лазаревская ныне Коммунистическая, Милютинская ныне Фисанова, Маломановская ныне Горького.  В этом же году  шли работы по замощению улиц и  на отдаленных по тем временам городских окраинах. В Станичке на улице Суворовской и Песчаной а на Мефодиевском поселке на Нижне- Базарной улице ныне Шаумяна.
После замощения улицы принимали правильный городской облик, теперь они имели не только  проезжую часть, вымощенную крупным булыжником голышом, но и  тротуары, для пешеходов мощенные каменными плитами и отделенными от проезжей части высоким бордюром. Одновременно устраивались водосливные канавы. Улицы, вымощенные старыми мастерами, становились не только уютными и опрятными, но и звонкими от цокота лошадиных копыт. Они долго служили верой и правдой нашим горожанам и только после Великой Отечественной войны булыжные мостовые впрочем, как и лошади стали постепенно исчезать. На смену им приходили моторы и асфальт.
  До конца 1970-х годов в нашем городе еще хоть и редко, но  можно было встретить улицы, мощенные  большим круглым булыжником. Их оставалось совсем немного, одна, две, три,  но и они вскоре исчезли под черным и гладким асфальтом.
Так уже на моей памяти одними  из последних исчезли под асфальтовым покрытием в конце 1970-х годов улицы: Осоавиахима, участок улицы Жуковского от вокзала до ВРЗ. В булыжнике-голыше было что-то неповторимое притягивающее и очаровывающее своей простой стариной. Жаль, что у нас в городе не осталось ни одной такой улицы и увидеть их  мы  теперь можем только на старинных открытках и фотографиях.















































Почтовые открытки начала ХХ века, изданные в Новороссийске издательством «Братьев  Борисовых». Из коллекции автора.

Отредактировано Sergey (Вт, 25 Дек 2012 19:57:14)

2

С.  Шило                         

                               Улица  Первомайская. (Садовая)
В начале ХХ века Стандарт славился своей четкой планировкой улиц. Русско-французское общество по добычи нефти« Русский стандарт петролеум компании», которое было владельцем этого участка, в 1896 году продало часть участка «Домовладельческому товариществу» последнее, пользуясь тем, что спрос на жилье был очень велик, стало строить  жилые дома.  Кварталы на Стандарте были чистые с хорошо выложенными мостовыми и тротуарами с водопроводной и канализационной сетью. Они строились из красного кирпича  и были  одноэтажные и двухэтажные. Во второй половине 1890-х годов  были застроены нижние кварталы Стандарта. Строительство продолжалось и к 1911 году в основном были застроены и верхние кварталы между улицами Горной (Сакко - Ванцетти) и Садовой (Первомайской).
Вообще этот уголок отличался большим благоустройством и опрятностью по сравнению с  соседним  Мефодиевским посёлком. Особенно хочется вспомнить об одной улице, на ней располагались две достопримечательности Зацемеской стороны – это «Троице-скорбященский  храм» и «Сад на Стандарте».
Улица Садовая начиналась от «Троице-скорбященского» храма,  пересекала Пушкинскую  и Французскую улицу и упиралась в Горную. За храмом через Пушкинскую находилось здание церковно-приходской школы, а напротив шли одноэтажные и длинные здания казачьих казарм.


http://rukub.org/gallery/images/hkh.png
             

                                             Казармы на улице Садовой.
Дальше улица  была застроена  одноэтажными, но красивыми домами крытыми железными и черепичными крышами.  На углу Французской (Робеспьера) улицы находился, (дом сохранился) самый оригинальный кирпичный дом с двухэтажной башенкой в  которой  располагалась  ротонда под высокой ажурно изукрашенной деревянной резьбой крышей. Чей был этот дом? Может быть он принадлежал директору «Общества Русский Стандарт Нефтяное товарищество» Фридерику Алексеевичу Гро ? а может быть этот дом построил и жил в нём директор распорядитель новороссийского «Домовладельческого Товарищества» Э. Г. Скараманго или …………….
По протяжённости улица была не длинная, но  за  ней начинался парк излюбленное место отдыха жителей этого района, называли его – сад на Стандарте или Французский сад.
Садовая  располагалась на границе участка «Домовладельческого товарищества  дальше  шли незастроенные заросшие лесом земли, и  начинался участок генерала Адамовича. Собственно от сада расположенного рядом  и получила своё название окраинная улица.

Сад на Стандарте был очень известен в то время. Здесь люди отдыхали в тенистых аллеях, няни прогуливались со своими подопечными и любовались фонтаном, к которому по водопроводу подавалась вода. В саду находилось,  самое высокое и красивое здание Стандарта - Второе Новороссийское Общественное собрание. В этом здании работал кинематограф «Мон-Плезир», в котором проводились утренние сеансы для детей, а вечером для взрослых.
Такой была дореволюционная  улица Садовая. Примечательно, что название этой улицы, как до революции, так и после неё связано всё с тем же парком, возле которого она располагалась. Правда после свержения самодержавного строя настали совсем другие  времена, соответственно изменилось всё вокруг, в том числе и названия улиц.
В 1921 году 1-го Мая в Новороссийске состоялось торжественное заседание Пленума городского совета под председательством т. Тернового.  На заседании присутствовали делегаты от правления профсоюзов, от фабрично-заводских комитетов от представителей флотских и красноармейских частей, а также делегаты, выбранные общими рабочими собраниями. Перед открытием оркестр исполнил пролетарский гимн.
Когда стихла музыка Пленум начал работу. Выступающие Т.Фатьянов , Москвичёв, Гегечкори, Романец, Куренков, Ладоха , говорили о том какой ценой  и кровью досталось трудящимся осуществление права творить свою судьбу, издавать свои трудовые законы. Говорили об ответственности, которую взяли на себя члены горсовета по восстановлению разрушенного хозяйства города. Товарищ Ладоха  говорил о разнице праздников Пасхи и 1-го Мая о том что «сказки церкви до сих под застилают сознание трудящихся и задача горсовета рассеять эту вековую тьму.
Затем было внесено предложение в ознаменовании  пролетарского праздника 1-го Мая переименовать часть улиц города Новороссийска.  Решением Пленума новороссийского городского совета в список подлежащих к переименованию попали 18 улиц, в том числе и  «Французский сад» был переименован  в Первомайский . Что и было зафиксировано протоколом №1.
Депутаты Пленума выражали уверенность, что в скором будущем будут переименованы и другие улицы города.
Так старый сад на Стандарте стал Первомайским. Надо думать, что желание депутатов переименовать и другие улицы реализовалось скоро. В то революционное время уж больно скромно звучало название улицы ведущей в Первомайский парк.

http://rukub.org/gallery/images/vnvvnv.png

Вид на вход в Первомайский сад по ул. Сакко-Ванцетти 1930 год.  Ныне сквер   примыкающий к управлению Восточного округа.

Отредактировано Sergey (Сб, 16 Окт 2010 14:56:07)


Вы здесь » Черноморский вестник » История городов края » НОВОРОССИЙСК ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ.


бесплатные форумы