С. Шило.               

          Цирк Карла Момино в Новороссийске.

В начале ХХ столетия имя Карла Момино знали многие. В то время это  был знаменитый цирковой артист, в последствии ставший содержателем собственной цирковой труппы. По описанию Куприна А.И.  в рассказе «Дочь великого Барнума» , Момино был «маленький , толстый, плешивый, с черными крашеными усищами». Этот маленький толстый человек оставил свой яркий след не только в рассказах классика литературы, но и в истории нашего города.
Осенью 1900 года Карл Момино  планировал  построить  и открыть  в губернском Новороссийске здание первого постоянного цирка. Для этого он обратился к городской Управе с просьбой: «отдать в аренду место не менее 350 квадратных саженей на углу Раевской (Новороссийской республики) и Дмитриевской (Энгельса) улиц за плату не выше 150 рублей в год».
Он предполагал построить солидное здание, стены которого планировал возвести из камня, внутренние помещения и крышу  из дерева. Кровлю обещал покрыть толью. К   просьбе  о выделении земли под строительство здания цирка был приложен чертеж будущей постройки.
Ссылаясь на то, что грандиозность постройки обойдётся ему не дёшево просил Управу срок аренды установить от 10 до 12 лет. А если это не возможно то не менее как на 6 лет, не назначать слишком высокую арендную плату за землю так как « представления в цирке происходят не круглый год». Прошение  заканчивалось словами о скорейшем разрешении просьбы и о сообщении результатов  об этом в г. Бердянск на имя содержателя цирка К. Момино.
27 сентября 1900 года городская Дума заслушала просьбу содержателя цирка и пошла ему навстречу, высказавшись за отдачу господину Момино 350 квадратных саженей земли в 34 квартале за № 428,414., в аренду сроком на 6 лет.
Среди гласных возникли некоторые прения по вопросу арендной платы и прочего, но все же в большинстве своем (16 голосов) Дума удовлетворила все просьбы заявителя с некоторыми  оговорками.
А именно, чтобы господин Момино не отступал от своего проекта возведения цирка и строил здание из камня, что было очень важно в  эстетическом и пожарном отношениях. Далее Дума постановила, чтобы хозяин цирка не может сдавать без разрешения Управы здание цирка другим лицам, и особенно не разрешалось давать представления с 1 мая по 1 сентября в разгар сельскохозяйственных уборочных работ. Составление договора  с господином Момино поручалось городской Управе.
Чем закончилась страничка нашей городской жизни, связанная с возведением здания стационарного цирка, и с благими намерениями Карла Момино развлекать новороссийскую публику цирковыми представлениями, история умалчивает, и пока не может нам дать никакого ответа.

Впервые опубликовано в журнале «Первый» № 3(13) апрель 2010г, под заголовком  Куда же делся цирк ?