Глава 2. Мефодиевка и Кирилловка.
Основание Кирилловки и Мефодиевки. Именем святых. Попечительство. Деревенский быт. Жители деревни. Отдых и праздники. Деревенское кладбище.
Основание.
Весной 1869 года из Одессы в Новороссийск на пароходе прибыло 360 семей чешских переселенцев [1]. Это были крестьяне из Австро-Венгрии. Из них 60 семей, составивших примерно 270 человек, основали пригородные деревни Кирилловку и Мефодиевку.
Люди прибывали с таким расчетом, чтобы за осень и зиму уладить все формальности, связанные с переселением - разрешение на жительство, получение надела земли и обустройство на новом месте - с тем, чтобы следующей весной им ничто не мешало приступить к обработке земли, начать весеннюю посевную.
В то время город Новороссийск, расположенный на западном берегу Цемесской бухты, имел: 90 домов, почтовую станцию, постоялый двор, 2 трактира, 8 питейных домов и 1 харчевню. Это и был весь город. Постоянных жителей числилось 488 человека [2].
Прибытие чешских поселенцев, составляющих почти что половину города, внесло небывалое оживление в городскую жизнь. Заработала канцелярия начальника Черноморского округа, выдавая разрешения на поселения, прибавилось хлопот у архитектора, землемера и полицейского пристава. Нужно было регистрировать и размещать людей. Наконец начальником Черноморского округа было решено отдать переселенцам пригородные земли, находящиеся в шести верстах от города за рекой Цемес и Цемесским болотом. Земли эти, расположенные на северо-западе Маркотхского хребта, представляли собой пологие склоны, переходящие в межгорные долины. Местность в большей своей части была в зарослях леса и кустарника, но в отличие от каменистых склонов, давала большие надежды на то, что после раскорчевки и расчистки земля будет пригодна для обработки и станет плодородной. На ровных участках было и самое удобное место для возведения домов. Здесь невдалеке от плавней и ближе к городу изъявили желание поселиться чуть менее ста человек.
В первое время переселенцы жили на выделенных им участках прямо под открытым небом в наскоро сделанных из камыша шалашах и вырытых землянках. Сложенные в полукруг камни служили домашним очагом, на котором готовились незамысловатые кушанья. И каждый день начинался с работы.
А работы было очень много: заготовка строительного материала, расчистка и раскорчевка под усадьбу участка, а затем и строительство дома. Это требовало от поселенцев напряжения всех сил. Люди знали, что если они не сделают хоть какие-то жилища, то останутся без угла и крыши над головой. А надвигалась зима, еще неизведанная, и поэтому страшная. Жители города рассказывали поселенцам об ужасающей силе зимнего ветра, называемого в здешних местах Борой, о чудовищной его мощи, с какой он играючи выбрасывает на берег корабли, выворачивает с корнем столетние дубы и срывает с домов крыши.
Осенняя теплая и сухая погода как бы входила в трудное положение людей и благоволила им своим постоянством. Деньки стояли хорошие, ясные и солнечные. Однако люди, зная цену этим последним дням, этому последнему теплу щедрой кавказской природы, торопились. Поэтому к концу октября между плавнями реки Цемес и отрогами Маркотхского хребта среди необозримого лесного моря появились первые признаки цивилизованной жизни - крыши домов.
Свои дома чехи строили из самана и камня - дикаря, крышу крыли камышом. Глину добывали в одной из межгорных балок, расположенной недалеко от деревни, которую до сих пор называют Саманной. Камень ломали на Гузовой горе. Камыш обильно рос в плавнях. До наших дней на Мефодиевке сохранились несколько таких домов.
Сохранилось описание деревни Мефодиевки и в творчестве чешского поэта, писателя и журналиста Святополка Чеха, посетившего Кавказ в 1874 году: « В глубине новороссийских лесов в долине Цемеса находилось село Мефодиевка, вдоль жердей и тынов тянулись баклажаны, вился плющ и лесной хмель. Низкие хаты, выстроившиеся в ряд, построены людьми из дальних чешских земель» [3].
Один из домов деревни Мефодиевка, построенный чешскими поселенцами и сохранившийся до наших дней . Современное фото 2008 год ,ул. Мефодиевская №99.
Дома, сложенные из камня - «дикаря», имели толстые стены, они защищали поселенцев от ураганной Боры и непогоды в холодное время года.
Со временем первоначальные постройки не раз перестраивались, переделывались, стены штукатурились, оформлялись наличники окон и пилястры углов фасадной части дома. Камышовые, а затем красные черепичные крыши менялись на серые шиферные. Все эти переделки привели к утрате первозданного вида. Сохранившиеся до наших дней дома теперь выглядят совсем не так, как в ХIХ веке.
Мефодиевка, современный вид чешского дома. Улица Мефодиевская №48. Фото 2008 г.
В Саманной балке люди копали глину, месили её с соломой и формовали блоки, сушили их на солнце до полной готовности. Камень особой прочности «дикарь» добывался на Гузовой горе и на телегах перевозился к месту постройки. Как переселенцы, чехи получали денежные субсидии на строительный материал, что было большим подспорьем. Разрешалось им добывать строительный материал и самостоятельно.
За перевалом и прямо на участках поселенцев рос лес, а с южной стороны расстилались обширные плавни, густо заросшие высоким камышом. День-деньской мужчины валили деревья, рубили ветки и сучья, складировали бревна в штабеля, подготавливая их для строительства. Женщины и дети трудились в плавнях, срезая и скручивая в снопы камыш – основной по тем временам кровельный материал.
Возможность увидеть, как выглядели жители деревни Мефодиевка, даст старинная фотографическая карточка, запечатлевшая поселенцев примерно в 1880-е годы.
Поселенцы деревни Кирилловка. Фото 1880-х г. Справа стоит Франц Янович Студиград, сидит
его жена Розалия Студиград ( в девичестве Немец).
Каждой семье выдавался большой земельный надел, и вскоре над проселочной дорогой стали появляться первые дома, сначала расположенные друг от друга на большом расстоянии.
Дома строились особенные, длинные. Под одной крышей такого строения находились жилые помещения, кладовые, за кладовыми шли помещения для домашних животных, коров, лошадей, коз, через весь дом проходил длинный коридор, и обитатели такого дома могли попасть в любое из них, не выходя на улицу, что было особенно важно в холодное и ветреное зимнее время.
К началу зимы дома были построены, и с первыми холодами над деревенскими крышами закрутил ветер дымки, а в окнах по вечерам загорался свет лучины или сальной свечи.
Днем камышовые крыши выделялись в лесной зелени и были похожи на стога сена, как будто бы кем-то разбросанные среди просеки то слева, то справа, образуя ломанную желтую линию. Первозданную тишину окрестных мест теперь стал нарушать яростный, а иногда ленивый собачий лай, крик петухов, блеянье коз и овец, мычание коров.
Сохранились сведения о семьях самых первых чешских поселенцах Мефодиевки, которые здесь обосновались. В лесу за ручьем поселились сначала 2-ве семьи братьев Годлачь, Мингарт, Ворачек, Мазал, Калайда, Пяцо, Патек, Новотный, Дивиш, Данек, и две семьи Пуншохашей, они и были первыми поселянами Мефодиевки.
Затем прибыли: Выстрчил, Петучек, Пенмешек, Вострий, Зеленка, Гоуфек, Сватань, Корбель, Соботка. [4]. Среди первых поселян был и Иосиф Иванович Шванцер, получивший в 1869 году участок земли по уделу казны, и его соседи по меже: Франц Осипович Елинек и Филимон Францевич Лишка [5].
Все они были крестьянами-хлебопашцами, которые видели смысл своей жизни и будущее своих детей в возделывании земли и в получении хороших урожаев. Наделение землей происходило на общинном праве, тоесть землю давали в общественное пользование в размерах, не превышающих 30 десятин, считая одну удобную землю: пахотную, сенокосную и выгонную на каждый двор или семью. Поля находились на ровной низменности недалеко от деревни и примыкали к плавням, за которыми шла болотистая пойма реки Цемес. Весною 1870 года стальной рухадловский плуг подымет и взрыхлит нетронутую веками землю. Для пропитания сеяли озимую и яровую рожь, пшеницу, овес, просо. Лен, конопля, горох, бобы, чечевица засевались для домашнего обихода [6] .
К концу лета 1870 года поселение уже оформилось и дома деревни Мефодиевка вытянулись по обочинам проселочной дороги. Через 4 года после основания деревни её население состояло из 47 мужчин и 44 женщин.
За домами в отдалении с одной стороны было место, отведенное под кладбище, с другой - под огороды, пастбища и сенокосы. Так затеплилась жизнь одного из первых пригородных поселений, которому в будущем было суждено стать крупным районом города.
Основанная деревня располагалась у северо-западного склона Маркотхского хребта и из окрестных деревень была ближе всех расположена к городу, находясь от него всего в шести верстах.
Но не все чехи поселились в Мефодиевке, большая их часть ушла подальше от плавней, где и было основано более крупное поселение Кирилловка.
Деревня Кирилловка расположилась в двух верстах от Мефодиевки и в восьми верстах от города. Она была крупнее не только Мефодиевки, но и остальных пригородных поселений и состояла из 40 семей.
Новообразованные поселения причислили к новороссийскому участку Черноморского округа, а волостным (районным) центром стала деревня Кирилловка.
Отредактировано Sergey (Сб, 15 Янв 2011 23:17:34)